* * *
Севастополь
+7(978)9471522
Санкт-Петербург
+7(921)5573737
* * *
Главная » Статьи » От Сенсея

От Сенсея

  • Просмотров: 814
  • Комментариев: 0
  • Опубликовал: AiKiZensho
  • Дата: 14 Май 2015

Дорогие друзья! Мои ученики очень просили рассказать о себе, про свою жизнь, о том, как создавался стиль боевого айкидо, дать напутственные слова тем, кто решил посвятить себя и свою жизнь боевым искусствам.

Но прежде чем напутствовать, хотел бы вспомнить свою семью, родителей, которым многим обязан, о том, как все начиналось. Сейчас, оглядываясь в прошлое, иногда и сам удивляюсь, что это все происходило на самом деле. Некоторые моменты жизни вспоминаются с радостью, другие с сожалением, но чувства настоящего в ней участия и того, что удалось сделать что-то важное, пусть не для всех, дают мне силы и по ныне.

Сенсей Петр Ростиславович Полторацкий

О моей семье.

Наверное, я начну, издалека. Из достоверно известных мне прородителей, первый, по отцовской линии Марк Фёдорович Полтора́цкий (17 апреля 1729, Сосница, Черниговская губерния — 26 ноября 1795, Санкт-Петербург) — русский певец (баритон), действительный статский советник, основатель дворянской фамилии Полторацких (Викпедия). Если (приблизиться) ко мне, то прадед мой Павел Петрович, стал уездным лекарем, далее все в роду поддержали эту традицию. И дед, и отец, да и я в какой-то мере. Отец закончил в Ленинграде «Военно-медицинскую академию», во время учебы в академии, познакомился с матерью, тогда Жемловой Инной Константиновной.

Мать ее Вера Павловна пела в большом театре, во время блокады умерла. Отец ее инженер-землеустроитель, прошел четыре войны, будучи артиллеристом. Удостоен множества наград, умер в 70е годы. Участвовал в обороне Ленинграда, да и мать увезли последним эшелоном. Будучи школьницей, она рыла противотанковые рвы, тушила зажигательные снаряды. После войны училась в медицинском, участвовала в самодеятельности, откуда после института её пригласили актрисой в «БДТ». С отцом они расписались, но его, как военного послали служить в только, что побежденный Берлин, командиром группы медицинских войск. Позднее, его перевели в Киев, в «408 военный госпиталь», где он дослужился до главного невропатолога «Киевского Военного Округа».

Попав в Киев, он сразу же поехал в Ленинград за женой. На этом кончилась её работа в театре. В Киеве она проработала доктором до 75лет. В 1961 году у них родился мальчик, это был я.

Немного о себе.

В школу поступил в 7 лет, как все и сразу-же столкнулся с реалиями жизни! А «ботаников со скрипочкой» всегда не любили. Так со второго полугодия первого класса, и еще очень долго, как не переменка, так драка! Родители замучились ходить в школу. В итоге отдали меня на вольную борьбу, где в последствии я стал К.М.С. Но в те времена, все, что было нашим, считали второстепенным. Естественное желание увеличивать свой багаж, побеждало невозможное. А невозможным тогда было изучение восточных единоборств, правда тогда еще в единоборствах, не было шарлатанов. Поэтому, если уж находил где то, что то, то это что-то было настоящим. Пока не стал самостоятельным, довольствовался переводной литературой, которая была контрабандой ввезена в «СССР». Так же пробовал совмещать занятия, практиковал бокс и другие виды разрешенной борьбы. Дальше, начал ездить по городам страны, искать. Опять везло! Говорят так — везет, тому, кто очень хочет! И в конце 80х, начал ездить по другим странам, чтобы находить знания.

Еще в 14 лет во дворе заброшенной крепости, которая была рядом с домом, собирал группы ребят и обучал их чему знал.

Чем только я не занимался за свою жизнь! Это были разные стили борьбы, несколько видов каратэ, ушу, дзюкидо, шоу-дао, цудок, цин-на, ци-гун, тец-ци, вин-чунь, северный вин-чунь, джиу-джитсу, несколькими видами борьбы с палкой (Египетской, Филиппинской, некоторыми видами восточной палки), самбо, боевое самбо, прикладной рукопашный бой, школа пяти зверей, метание ножа, боевой нож, регби, фулл контакт, даже стрельба из пистолета, где выполнял нормативы М.С. Еще забыл о Хапкидо написать, очень прикольная штучка!

Как зародился стиль Боевого айкидо.

Меня с самого начала интересовало айкидо, уж больно идея была хороша, но тогда слова этого не знали, мы называли это «переводами» и «болевыми», а поскольку основа этих направлений одна, то в айкидо, я сначала заимствовал только названия, но затем нашел мастера, как ни странно в Ленинграде, ездил в Питер, брал уроки по формам у человека, ездившего в Японию. К сожалению, в Питере он не остался, да и его уже нет в живых. Сейчас всего, наверное, не припомню! Но позднее осознал, что основа всех единоборств, правильно исполняемых ОДНА и уходит корнями своими в древний Китай, Индию и куда-то еще, очень далеко, что мы вряд ли узнаем. И конечно, простите меня приверженцы айкидо, не Уесиба его создал, и не Япония! Морихей лишь синтезировал и объединил древние знания в двух направлениях, как наш Харлампьев, объединил разные виды борьбы в самбо! Это использование энергии противника и болевые приемы. Точно так же я не создавал ни чего нового! Хоть и являюсь автором военно-штурмового стиля «Шторм» и боевого айкидо, «Айкидзенсо». Но любое наше авторство в единоборствах, всего лишь попытка выбрать из уже созданного в древности или самой природой! «Айкидзенсо» было синтезировано в 2000 году, «Шторм» в 1989.

Если вы ищите истину.

Все знания, как бы находятся в шаре, и кто это поймет и примет, научится быстро и по-настоящему. Хочу пожелать всем единоборцам, не просто повторять, то что вам показали, а анализировать и думать над каждым движением. Обязательно проверять эти движения на активно сопротивляющимся приятеле! Ударную технику на разбивании предметов.

Мы, в своем направлении, стараемся не нарушать главного принципа «Айкидо» — использование энергии противника, а также в болевых приемах учитывать, что у противника есть все возможности защищаться, есть вторая рука, есть возможность не стоять и ждать, пока прием проведут, а скажем активно контратаковать. Но что бы приблизительно понять наше направление, нужно посетить 2-3 тренировки, причем не зрителем. Так что всегда с радостью ожидаем Вас в гости!

Многие, разочаровавшиеся в айкидо, делают попытку дополнить его другим единоборством. И как правило контактным-ударным стилем. Нельзя объединять несовместимое, например, каратэ и айкидо, хоть многие говорят, что это взаимосвязанные вещи. Не желательно ни где применять «блоки», так как удар может оказаться сильнее блока, по сути «блок»- это удар на удар, но даже если ваш блок оказался сильнее, то им вы даете реверсивную силу противнику, то есть провоцируете его на продолжение атаки, где свою контратаку применить уже не успеете.

Понимание не приходит разом.

Если занимаетесь айкидо, попробуйте ради интереса сходить на борьбу, вин-чунь, Б.Ж.Ж., ци-гун, тей-ци, можно параллельно походить на вин-чунь. Не уделяйте много времени «сувари-вадза». Дзё, тоже не всегда будет под рукой, а найти идеально гладкую, прямую и крепкую палку, в быту, удастся не всегда. Боккен может быть заменен палкой, так, что практическая польза от него будет, но лучше ката и субури, уделять времени меньше. Будет несомненная польза и от «ханми-хантачи», так как в жизни эту позицию можно применять в качестве человека сидящего. Внимание нужно уделять и «укеми», польза от них безоговорочная.

Постулаты своим ученикам.

- Устраните из вашего понимания «укэ» и «наге»! Укэ — человек делающий укеми, то ест защищающийся! То есть его атака всегда по умолчанию обречена на провал, так как он знает, что как бы то ни было Вы его бросите, а что бы было по эффектнее, он и сам подпрыгнет. Если мы пользуемся японской терминологией, даже для удобства, уберите из своей головы «укэ»! Существует атакующий — «тори» и принимающий атаку — «нагэ»! И совсем не известно кто победит в данном «сете»!

- Захват делается не для того, чтобы подержаться за Вашу руку! Если заглянуть в историю, то мы видим, что захват всегда выполнялся, чтобы не позволить вытащить из ножен меч! Сейчас это не совсем актуально! Сейчас берут захват атакуя с последующим броском или ударом. Поэтому захватывая бейте или бросайте, тогда у партнера по залу будет вырабатываться чувство реальности.

- Еще захватывают наносящего град ударов, чтобы остановить атаку, так, что практикуйте ударную технику с предметами (шомен учи и йокомен учи в жизни наносят только предметами, но не рукой) и тренируйтесь!

- Атакуя, не примеривайтесь как Вам лучше и красивее упасть. Будучи тори, старайтесь пока «нагэ» не среагировал, ударить его или бросить! Тогда время принятия решения и переход к действию у Вас и у партнера будет сокращаться, что приблизит Вас к реалиям боя.

- Забудьте о вытянутых руках и поднятых локтях. Все приемы делаются возле своего центра! Поднятый локоть, означает проигрыш. Никогда не делайте «ирими» в шею и подбородок, это бесполезно! На живом человеке не работает!

- При ударной технике главное не прием сделать, а защититься от удара, прием вторичен, так же можно применять контратаку! Из неё легче выйти на прием. Очень важно не уйти с линии атаки (это невозможно), удар всегда быстрее тела, а вот уйти с центральной линии противника очень важно и также важно постараться разместить свою центральную линию хотя бы сбоку от противника, в идеале сзади! Это совсем не легко, у противника цель такая же! Для отработок этого умения существуют специальные техники, к сожалению, они не получили широкого распространения, а между тем, это самое важное, так как прием может получиться только из правильной позиции.

- Старайтесь «изолировать» вторую руку противника. Ведь в ней может быть нож или какой-то другой острый предмет. Проверка проста, при проведении Вам приема, старайтесь хлопнуть по телу партнера, если получилось, то партнер проиграл: Вы упали, он убит!

- Таким же хлопком кончиками пальцев по лбу пользуйтесь при взятии захвата (если освоена форма приема). Вообще, речь идет о людях, освоивших формы, до этого безусловно их надо направлять в правильное русло, не играя в поддавки. Словами подсказывать можно, если шепотом и с наличием опыта.

- В айкидо ваше движение должно подчинятся движению партнера как бильярдный шар толкает другой и тот катится с той же скоростью.

- В каратэ есть поговорка: «Не знаешь, что делать? Сделай шаг вперед!». В данном контексте она не применима, так как этот шаг делает атакующий. Ну столкнемся мы лбами, и что? Тут наоборот нужно стараться двигаться, сливаясь с противником в один вихрь. Это поможет использовать его кинетику.

О ритуалах.

Мое мнение на счет ритуалов, простите фанаты айкидо! Много лишнего, походящего на поклонение богам, сектантство – хлопки, низкие поклоны, т.д. Думаю, все это не для нас, хотя поклон в начале и конце тренировки играет роль приветствия, уважения к наставникам, коллегам. Но не до земли, а видя глаза расположенных напротив людей.

Перечислю несколько недопустимых моментов в нашем стиле, как и в других: опоздание, прогулы без очень уважительной причины, прекращение тренировок на лето, разговоры во время занятий, не отключенные мобильные телефоны, неопрятный вид (не глаженое, не стиранное кимоно), не снятые украшения, крики, смех, выходы из зала босиком, как и вход в зал в обуви (правила гигиены, ведь мы всю тренировку прикасаемся к татами лицом). Все это составляет строгий этикет нашего стиля.

О нашей школе.

Нам часто задают вопросы, чем мы отличаемся от других школ айкидо!? Нет никакого смысла расписывать словами плюсы мне самому, также заниматься саморекламой или беллетристикой. Обращайтесь с этим вопросом к моим ученикам, лучше даже к тем, кто пришел в наш стиль из других систем. Как правило к нам приходят и остаются те, кому это действительно нужно, те кто имеет на плечах голову и способен трезво смотреть на вещи, а не верить в сказки, те кто понимает, какую прямую функцию должно нести понятие боевое искусство. А это прежде всего боевой аспект, умение реального боя! И чтобы добиться результатов у нас – как в любом деле, придется над собой постоянно работать, тренироваться, но не слепо, а с пониманием всего того, что вы делаете!

С уважением, Петр Полторацкий.

Читайте также
Запись детей и взрослых

Занятия айкидо для детей и взрослых. Приглашаем на ознакомительное бесплатное занятие в наши группы на котором примите решение по продолжению обучения. Задать вопросы инструкторам и записаться на занятие можно по контактам на странице
Залы